четверг, 5 июля 2018 г.

Новгород Великий. Глава IV. Перынь...


Всласть нагулявшись по Новгороду Великому, не грех нам было бы заглянуть и в его окрестности, благо есть там на что посмотреть и чему восхититься. И первое, что привлекает внимание при первом же взгляде на «яндех-мэпс» -это Перынский скит Рождества Богородицы… 
Добраться до него довольно просто: или на автобусе от вокзала «железки», или же подойти к усатому дяденьке в желтой машинке и сказать: «Шеф, нам в Перынь.».
Правда, когда побывали тама в первый раз, на наше такое лестное предложение водила ответил в лучших традициях «исконного жителя жарких краев»: «А дорогу покажете?». Вот и пришлось одному из нас выступать в роли пресловутого «навигатора», который то и дело «молвил лукаво: «Поворачивай направо»))))
Ехать до скита  минут 15-20, как повезет, и вот вы уже находитесь на небольшом полуострове на стрелке реки Волхов и Ильмень-озера…  
Сосновый бор и, посреди него, вдруг вырастает классическая «разбойничья изгородь»)))) Кажется вот-вот, и появятся над плетенью перекошенные от зверства и постоянного похмелья рожи, и ласково так поинтересуются: «а ты, чьих, собссна парень будешь?».  А прямо в лицо тебе будут смотреть оголовки стрел, выщербленные от частого использования. В делах средневекового рэкета без луков было уж тоне обойтись… 
Не знаю, не знаю, может и пошаливали, да точно пошаливали в здешних лесах «люди лихие, лихие да вольные ,коим тесно под гнетом любой власти», но не разбойниками, ушкуйниками славен сей полуостров. 
Здесь, в 6 километрах от Новгорода Великого, находилось святилище бога Перуна, соответственно отсюда и произошло название местности… 
Как гласят древнерусские летописи, святилище это появилось в 980 году, усилиями князя Владимира(да-да,того самого, будущего святого с руками по локоть в крови соотечественников), который в то время мечтал распространить на всю Русь единый киевский пантеон богов. И, водрузив для начала у  себя под боком в стольном граде Киеве: «вне двора теремнаго: Перуна древяну, а главу сребрену, а усъ здатъ, и Хоръса, и Дажьба, и Стриба, Сеимарекла, и Мокошь», затем послал в Новгород(второй по значимости апосля Киева город Руси)  своего дядю по материнской линии, Добрыню, и тот : «постави Перуна кумиръ над рекою»…
Святилище Перуна представляло собой три круглых площадки, окруженные кольцами рвов.  До сих пор археологи периодически находят здесь всевозможные древности, помогающие лучше понять быт нших далеких предков, а в центре каждой площадки находилась яма, в которой когда-то был столб. Средняя площадка была самой крупной, и яма от стоящего посреди нее столба — тоже. Видимо, там то и стоял идол Перуна… 
Надо сказать, что сами новгородцы отнеслись к этому довольно неоднозначно, особенно учитывая тот факт, что Владимир практиковал человеческие жертвоприношения богу грозы. В летописях, как новгородских, так и киевских хватает упоминаний, как бросали жители жребий, кому ж из нас не свезет-то в этот раз, или же приносили в жертву иноземцев(такое тоже бывало – факт!А уж на Волхове-то сам Перун велел))… 
Ну а 8 лет спустя, Володе жуть как приспичило жениться на Византийской принцессе. Видать, надоели ему свои, доморощенные русские красавицы(коих кстати насчитывалось по разным источникам  до 800!Силен был, князь, ох, силен! Даже царя Соломона по этой части переплюнул. Видимо, компенсировал недостаток ума себе любимому), в котором проигрывал тому же Соломону, просто в одни ворота)), и восхотел «уд срамной»  экзотики. Да вот беда, ни в какую красотка давать не хотела «бастарду», пока тот не примет веру христианскую…
Ну, «сшила мама сарафан, ху ли делать? Стал носить», подумалось Владимиру, и он, ничтоже сумняшеся(как много позже и Генрих VIII), занялся теми самыми массовыми убийствами, которые известны в истории, как «Крещение Руси»...
В 989 году, Добрыня, ага, тот самый, мерами, которым позавидовали б Иосиф Виссарионыч с Иоанном Васильевичем вместе взятые, «навел порядок на языческой вольнице Новгорода».  А епископ Иоаким Корсунянин, потребовал от новгородцев: «разори, и Перуна посече, и повеле влещи в Волховъ; и поверзавше уже, влечахуть и по калу, биюще жезлиемъ и пихающе»…
Ворча и отругиваясь, сплевывая на побуревшие от крови  сапоги киевских ратников, побрели новгородцы к Перуну и тут… «в то время въшелъ бяше в Перуна бесъ: «О горе! Охъ мне! Достахся немилостивымъ симъ рукамъ». И вринуша его в Волховъ. Он же пловя сквозе великы мостъ, верже и палицу свою и рече: «На семъ мя поминаютъ новогородскыя дети». Ею же и ныне безумнии, убивающеся утеху творять бесом. И заповеди никому же нигде не переяти его»… По мнению новгородского летописца, именно это проклятие Перуна дало начало м
ногочисленным новгородским вечевым усобицам с драками между разными районами города на  мосту через Волхов… 
Уже за городом, в устье реки Питьбы идол Перуна прибило к берегу, и как знать, что было бы дальше, но на беду Древних Богов, Перуна нашел крестьянин-гончар, которому до смерти надоели человеческие жертвоприношения(по мнению многих, потерял у жертвенного столба, кого-то из близких): «И иде пидьблянин рано на реку, хотя горнеци вести въ градъ; оли Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: «ты, рече, Перушице, до сыти еси пилъ и ялъ, а нынеча поплови прочь»… 
Однако в народе, Перынский холм навсегда сохранил свое былое значение… И даже в наше время, существует традиция, проплывая мимо холма, бросать в воду монетки в качестве дара грозному богу далеких предков…
А спустя всего 6 лет, после разорения капища, тот же архиепископ Иоаким строит первую деревянную церковь Рождества Богородицы…  Ну и на всякий случай, «спички детям не игрушки» в начале XIII века, деревянный храм обретает ту каменную форму, в которой пребывает и поныне.  
Храм Рождества Богородицы стал первым в Новгороде храмом с подобным архитектурным исполнением(более характерным для церквей XIV века). Высокий центральный свод и более низкие, ниспадающие боковые, и низкий пологий купол с сужающимся к верху барабаном таким предстает храм Рождества Богородицы перед вами. Внутри царит благоговейная тишина, нарушаемая лишь потрескиванием свечей, а едва только стоит выйти обратно, под теплые солнечные лучи, как тысячелетиями намоленная энергетика этого места, заставляет встать дыбом волосы на конечностях. Ходишь и чувствуешь, как энергетическая «Река Времени», пронзает тебя НАСКВОЗЬ!!!
Перынский скит еще долго сохранял свое значение важной христианской святыни. После присоединения Новгорода к Московскому Княжеству, власти уделяли этому монастырю большое внимание, построив еще одну церковь и хозяйственные помещения.
Но в 1760 году при секуляризации церковных земель матушкой-Екатериной, от Перынского скита осталась лишь каменная церковь Рождества Богородицы… И только в 1830 году началось возрождение Перыни… 
Сосновый лес опоясывает зеленым поясом древний холм, дедушка Волхов неспешно струит свои воды вдоль песчаного брега полуострова, а на месте откуда был сброшен в реку идол Перуна, возвышается большое Распятие… 
Если побродить по сосновому бору, власть насыщая кровь азотом, любуясь лугами, да поймой реки Прость(увы, но из-за строительства насыпной дамбы, для улучшения дороги ведущей к полуострову, речушка превратилась практически в болото) то вы непременно увидите  фундаменты древних строений. 
 Перыни же еще сильно досталось во времена оккупации, когда, то ли фашисты, то ли наши, то ли просто при перестрелке, скит практически сровняли с землей. И лишь в 1948 году усилиями архитекторов, был возрожден практическииз руин храм Рождества Богородицы. Причем, кое-где еще можно увидеть фрески того самого, домонгольского периода...
Гулять здесь, по полуострову, лично я могу часами. Хотя большая часть скривит морду – «да, ну, хер ли там смотреть, одна церковь, да пара строений», но прелесть Перыни именно в них, в этих «Реках Времен», воды которых проплывают сквозь тебя унося воображение на тысячелетия назад…

Комментариев нет:

Отправить комментарий